История Анапы насчитывает не одно тысячелетие. Земля эта
издавна влекла людей. Судя по археологическим находкам, люди
впервые появились в районе Анапы уже за 10 тысяч лет до н. э.
Находки эпохи камня очень редки. Лишь в окрестностях села
Су-Псех обнаружено несколько примитивных орудий труда, сделанных
из кремня. Намного больше следов осталось от людей
живших в эпоху бронзы (III-I тысячелетие до н. э.). Это поселения,
могильники, клады.
«Феноменом в древней истории Кавказа» считаются памят-
ки майкопской культуры, названной так по месту богатейшего
эганного погребения, открытого археологом Н. И. Веселовским
в городе Майкопе. Остатки майкопских поселений известны
на территории Анапы и в её окрестностях - у станицы Анапской
и у села Су-Псех. Судя по находкам, у населения, оставившего
следы майкопской культуры, было развитое земледелие и скотоводство,
совершенная техника обработки металла, камня, изготовления керамики.
Археологи считают, что майкопская культура сложилась
в результате взаимопроникновения культур местного населения,
обитавшего на Северо-Западном Кавказе, и
переселенцев из древней Месопотамии, принёсших элементы
культуры древневосточных цивилизаций.
В III-II тысячелетии до н. э. на Западном Кавказе появляются
неизвестные прежде величественные постройки - дольмены.
Они сооружались из многотонных каменных плит, которые были
хорошо отёсаны, тщательно подогнаны друг к другу и надёжно
скреплены с помощью пазов, что позволило этим монументальным
сооружениям простоять тысячелетия. Дольмены были обнаружены
не только на Кавказе, но также в Западной Европе,
на севере Африки, в Индии. При этом древние строители дольменов
стремились строить их поближе к морю. Возможно, древние мореплаватели
достигли берегов Кавказа и принесли на
берега Чёрного моря традицию постройки дольменов.
В Анапском районе дольмены были обнаружены в прошлом
веке у станицы Натухаевской и в долине Сухко. Казалось бы,
время пощадило древние сооружения, но, увы, - то, что сохранило время,
разрушили люди. Ныне от них не осталось и следа.
Однако в районе Анапы были сделаны не менее интересные открытия:
были обнаружены следы святилищ, современных дольменам.
Это вертикально стоящие каменные плиты с выбитыми
на них лунками в виде чаш. Некоторые углубления соединены
желобками и канавками. Быть может, это карта звёздного неба,
ведь у многих древних народов расположению звёзд придавалось
очень большое значение. Древний календарь строился на
основе наблюдений за звёздным небом, учитывал движение
солнца и луны.
Подобные лунки выбиты на некоторых дольменах и на скалах,
расположенных поблизости от дольменов. На Западном Кавказе
открыты целые группы вертикально стоящих камней с выбитыми
на них чашами и другими изображениями. Возможно,
это были своего рода каменные книги древних строителей дольменов,
прочитать и разгадать которые предстоит настойчивым
исследователям. Думается, это будет открытием века.
Интересно, что «чашечные камни», подобные анапским, известны
и в Крыму, и на Ближнем Востоке, и в Западной Европе,
и в Прибалтике.
В I тысячелетии до н. э. население Северо-Западного Кавказа
в совершенстве владело техникой металлообработки. Бронзовые украшения,
орудия труда, оружие, отлитые прикубанскими мастерами в ту эпоху,
отличаются особым изяществом и не
уступают всемирно известным образцам. В долине Сукко найдено немало
бронзовых браслетов, причудливых булавок, наконечников копий,
которые украшают теперь экспозицию Анапсского археологического музея.
Важные преобразования в истории народов Кавказа произошли
в первой половине I тысячелетия до н. э., когда началось
массовое освоение железа. Этот металл стал основным для изготовления
орудий труда и оружия. У земледельцев появились
новые возможности для обработки земли, а у воинов - новые
«аргументы» в грабительских набегах.
Племя, жившее в районе современной Анапы, называлось
синды. Раскопки синдских могильников на территории Анапского района
свидетельствуют о воинственности синдов. Ос-
новным их оружием были железные мечи и лёгкие метательные копья.
Греческий автор Николай Дамасский сообщал, что
«синды бросают на могилы столько рыб, сколько врагов убил
погребаемый».
Кто был основным серьёзным противником синдов в VI-V
веках до н. э., мы узнаём из «Истории» знаменитого греческого
историка Геродота, жившего в V веке до н. э. Он писал, что в
суровые зимы, когда «замерзает море и весь Боспор Киммерийский»,
живущие в Крыму скифы «совершают по льду военные походы и перегоняют
крытые повозки на противоположный
берег, в землю синдов». Во время набегов скифы захватывали
пленных и облагали синдов данью.
Синды оказывали мужественное и нередко успешное сопротивление
скифам, защищая свою землю, семьи, имущество. В
синдском некрополе у хутора Рассвет была сделана очень интересная
находка. Погребённого мужчину сопровождали останки
боевого коня, снаряжённого железными удилами, псалиями и
бронзовыми бляшками, подобно тем, которыми скифы украшали
своих коней. Скорее всего это был трофей, захваченный местным жителем
в сражении со скифами.
Взаимоотношения синдов с другими соседями - греками-колонистами,
основавшими свои города в Северном Причерноморье, были мирными,
добрососедскими. В VI веке до н. э. греческие торговые фактории-эмпории
появляются на территории Синдики - на месте Анапы, у современного посёлка Алексеевки,
хутора Капустина, станицы Гостагаевской. На побережье торговые фактории,
вероятно, основывались на месте прибрежных
синдских посёлков. На это указывают названия этих населённых пунктов,
сохранившиеся в античных лоциях: Синд, Синдика,
деревня синдов, Синдская Гавань. В приморские города жители
глубинной Синдики приезжали, чтобы обменять или продать
зерно, мясо, рыбу, мёд. Для себя они приобретали амфоры с
вином, красивую керамическую посуду, украшения.
В V веке до н. э. Синдика попала в сферу экономических
интересов Боспорского царства, образованного по обеим берегам
Керченского пролива. В это время у синдов уже сложились основы
государственности. Об этом свидетельствуют найденные серебряные монеты
с надписью Синдон на греческом
языке. Письменные источники того времени упоминают синдских царей.
Некрополь синдской знати с царскими принадлежностями
был открыт в конце XIX века неподалёку от хутора Разнокол.
Это так называемые Семибратние курганы, состоящие из семи
курганных насыпей. Высота самой меньшей насыпи 6 м, а самой
большой -16 м. Похороненные в гробницах синдские вожди были
окружены богатыми заупокойными приношениями. Золотые украшения,
серебряная, бронзовая и чернолаковая посуда, золотые обивки
деревянных ритуальных чаш говорят о могуществе
синдской знати. В мужских погребениях найдено парадное оружие
греческой и скифской работы, а рядом захоронения боевых
коней в парадном убранстве.
Неподалёку от курганов расположено большое городище, также
называемое Семибратним. Найденная на нём надпись начала IV века до н. э.
даёт основания считать, что это поселение в
древности называлось Лабрит, или Лабрис, и, судя по всему,
служило резиденцией правителей Синдики.
Источник: Черноморский путеводитель.
web-мастер - Р.Михасев