История Анапы. Древняя земля

История Анапы насчитывает не одно тысячелетие. Земля эта издавна влекла людей. Судя по археологическим находкам, люди впервые появились в районе Анапы уже за 10 тысяч лет до н. э. Находки эпохи камня очень редки. Лишь в окрестностях села Су-Псех обнаружено несколько примитивных орудий труда, сделанных из кремня. Намного больше следов осталось от людей живших в эпоху бронзы (III-I тысячелетие до н. э.). Это поселения, могильники, клады. «Феноменом в древней истории Кавказа» считаются памят- ки майкопской культуры, названной так по месту богатейшего эганного погребения, открытого археологом Н. И. Веселовским в городе Майкопе. Остатки майкопских поселений известны на территории Анапы и в её окрестностях - у станицы Анапской и у села Су-Псех. Судя по находкам, у населения, оставившего следы майкопской культуры, было развитое земледелие и скотоводство, совершенная техника обработки металла, камня, изготовления керамики. Археологи считают, что майкопская культура сложилась в результате взаимопроникновения культур местного населения, обитавшего на Северо-Западном Кавказе, и переселенцев из древней Месопотамии, принёсших элементы культуры древневосточных цивилизаций.

В III-II тысячелетии до н. э. на Западном Кавказе появляются неизвестные прежде величественные постройки - дольмены. Они сооружались из многотонных каменных плит, которые были хорошо отёсаны, тщательно подогнаны друг к другу и надёжно скреплены с помощью пазов, что позволило этим монументальным сооружениям простоять тысячелетия. Дольмены были обнаружены не только на Кавказе, но также в Западной Европе, на севере Африки, в Индии. При этом древние строители дольменов стремились строить их поближе к морю. Возможно, древние мореплаватели достигли берегов Кавказа и принесли на берега Чёрного моря традицию постройки дольменов.

В Анапском районе дольмены были обнаружены в прошлом веке у станицы Натухаевской и в долине Сухко. Казалось бы, время пощадило древние сооружения, но, увы, - то, что сохранило время, разрушили люди. Ныне от них не осталось и следа. Однако в районе Анапы были сделаны не менее интересные открытия: были обнаружены следы святилищ, современных дольменам. Это вертикально стоящие каменные плиты с выбитыми на них лунками в виде чаш. Некоторые углубления соединены желобками и канавками. Быть может, это карта звёздного неба, ведь у многих древних народов расположению звёзд придавалось очень большое значение. Древний календарь строился на основе наблюдений за звёздным небом, учитывал движение солнца и луны.

Подобные лунки выбиты на некоторых дольменах и на скалах, расположенных поблизости от дольменов. На Западном Кавказе открыты целые группы вертикально стоящих камней с выбитыми на них чашами и другими изображениями. Возможно, это были своего рода каменные книги древних строителей дольменов, прочитать и разгадать которые предстоит настойчивым исследователям. Думается, это будет открытием века.

Интересно, что «чашечные камни», подобные анапским, известны и в Крыму, и на Ближнем Востоке, и в Западной Европе, и в Прибалтике.

В I тысячелетии до н. э. население Северо-Западного Кавказа в совершенстве владело техникой металлообработки. Бронзовые украшения, орудия труда, оружие, отлитые прикубанскими мастерами в ту эпоху, отличаются особым изяществом и не уступают всемирно известным образцам. В долине Сукко найдено немало бронзовых браслетов, причудливых булавок, наконечников копий, которые украшают теперь экспозицию Анапсского археологического музея.

Важные преобразования в истории народов Кавказа произошли в первой половине I тысячелетия до н. э., когда началось массовое освоение железа. Этот металл стал основным для изготовления орудий труда и оружия. У земледельцев появились новые возможности для обработки земли, а у воинов - новые «аргументы» в грабительских набегах. Племя, жившее в районе современной Анапы, называлось синды. Раскопки синдских могильников на территории Анапского района свидетельствуют о воинственности синдов. Ос- новным их оружием были железные мечи и лёгкие метательные копья. Греческий автор Николай Дамасский сообщал, что «синды бросают на могилы столько рыб, сколько врагов убил погребаемый». Кто был основным серьёзным противником синдов в VI-V веках до н. э., мы узнаём из «Истории» знаменитого греческого историка Геродота, жившего в V веке до н. э. Он писал, что в суровые зимы, когда «замерзает море и весь Боспор Киммерийский», живущие в Крыму скифы «совершают по льду военные походы и перегоняют крытые повозки на противоположный берег, в землю синдов». Во время набегов скифы захватывали пленных и облагали синдов данью. Синды оказывали мужественное и нередко успешное сопротивление скифам, защищая свою землю, семьи, имущество. В синдском некрополе у хутора Рассвет была сделана очень интересная находка. Погребённого мужчину сопровождали останки боевого коня, снаряжённого железными удилами, псалиями и бронзовыми бляшками, подобно тем, которыми скифы украшали своих коней. Скорее всего это был трофей, захваченный местным жителем в сражении со скифами.

Взаимоотношения синдов с другими соседями - греками-колонистами, основавшими свои города в Северном Причерноморье, были мирными, добрососедскими. В VI веке до н. э. греческие торговые фактории-эмпории появляются на территории Синдики - на месте Анапы, у современного посёлка Алексеевки, хутора Капустина, станицы Гостагаевской. На побережье торговые фактории, вероятно, основывались на месте прибрежных синдских посёлков. На это указывают названия этих населённых пунктов, сохранившиеся в античных лоциях: Синд, Синдика, деревня синдов, Синдская Гавань. В приморские города жители глубинной Синдики приезжали, чтобы обменять или продать зерно, мясо, рыбу, мёд. Для себя они приобретали амфоры с вином, красивую керамическую посуду, украшения. В V веке до н. э. Синдика попала в сферу экономических интересов Боспорского царства, образованного по обеим берегам Керченского пролива. В это время у синдов уже сложились основы государственности. Об этом свидетельствуют найденные серебряные монеты с надписью Синдон на греческом языке. Письменные источники того времени упоминают синдских царей. Некрополь синдской знати с царскими принадлежностями был открыт в конце XIX века неподалёку от хутора Разнокол. Это так называемые Семибратние курганы, состоящие из семи курганных насыпей. Высота самой меньшей насыпи 6 м, а самой большой -16 м. Похороненные в гробницах синдские вожди были окружены богатыми заупокойными приношениями. Золотые украшения, серебряная, бронзовая и чернолаковая посуда, золотые обивки деревянных ритуальных чаш говорят о могуществе синдской знати. В мужских погребениях найдено парадное оружие греческой и скифской работы, а рядом захоронения боевых коней в парадном убранстве. Неподалёку от курганов расположено большое городище, также называемое Семибратним. Найденная на нём надпись начала IV века до н. э. даёт основания считать, что это поселение в древности называлось Лабрит, или Лабрис, и, судя по всему, служило резиденцией правителей Синдики.

Источник: Черноморский путеводитель.

на главную
к оглавлению истории
далее
в начало документа



web-мастер - Р.Михасев

Хостинг от uCoz