Собственно, в настоящее время (лето 2005 года) в Железноводск вы вряд ли сможете напрямую приехать каким-либо поездом. Связано это с географичеким месторасположением города, а также с особенностями строительства железнодорожной ветки на участке "Мин.Воды - Кисловодск", которая прямо соединяет эти два населенных пункта, а также пункты, расположенные между ними - Пятигорск, Ессентуки и прочие.
Добираться до Железноводска вам в любом случае придется только через станцию Бештау Северо-Кавказской ж.д., остановку на которой делают поезда, в названии маршрута которых находится слово "Кисловодск". Иными словами - поезд на Кисловодск - Ваш.
Уже в купе поезда после Минеральных Вод вы начинаете наслаждаться красотами здешних гор. Они появляются то близко, то далеко, то группой, то отдельно стоящие. Не будучи геологом, не стану анализировать состав породы, возраст и иные параметры (сейчас - не об этом). Главное: выходя из поезда в Бештау не потрудитесь оглядеться вокруг - и вы замрете от восхищения. Там, куда устремляется железнодорожный путь, над лесом возвышается гора Бештау, самая высокая в округе Железноводска.
Как и во всех других курортных местечках, вы сразу с поезда, "Тёпленькими", попадаете в "лапы" добрых тетенек, сулящих вам необыкновенно комфортабельные условия отдыха в центре города. Это - агенты по аренде жилплощади. Когда мы приехали в Бештау, нас встречали только две такие "агентуры". Мало их было в связи с тем, что собственно, курортный сезон еще далеко не начинался, а мы приехали 13 марта.
За душой у нас уже имелась предварительная договоренность о жилье, но ради интереса мы все-таки поинтересовались у дам, что и почем они предлагают? Дамы сразу оживились, увидев в нас потенциальных клиентов, достали портативный фотоальбом и зашелестели страничками с фотографиями каких-то кроватей, жилых уголков, окон и дверей... Все это сопровождалось безумолчным расхваливанием квартиры, изображенной, видимо, на этих фотографиях. Мы спросили ее, сколько же она хотела бы за эту квартиру. Альбом захлопнулся и она с видом ведущего аукциона сообщила: 150 рублей с человека в день. Жаль, конечно, но мы так и не стали клиентами этой фирмы. Может быть, в другой раз...
От Бештау до Железноводска во время нашего пребывания на КМВ (сокращенное название этого района Ставропольского края - Кавказских минеральных вод) было три вида транспортного сообщения: маршрутное такси, муниципальный автобус и электропоезд. Сообщение всех трех видов транспорта, сразу скажу - просто отвратительное. Автобусы, имея расписание движения совершенно его не придерживаются, а руководствуются наполняемостью салона. А вечером общественный транспорт практически никакой не ходит. Да и возить особо некого, так как движение народных масс в центре города после 19-30 полностью замирает.
Электропоезда - отдельный разговор. В 2004 году они ходили весьма регулярно, в среднем один раз в час-полтора. В конце года с приходом зимы 90% поездов просто отменили. Теперь поезда ходили только рано утром (с 6 до 7-30) и вечером (с 18 до 20-30). Таким образом, аккуратное здание железнодорожного вокзала города стояло практически пустым в течение всего дня каждый день, немного оживляясь в указанные часы. Решение об отмене поездов объясняла бумажка, приклеенная на окне пригородной ж.д. кассы - все рейсы объявлялись нерентабельными.
Но отдавая должное дальновидности руководства города, а также СКЖД, скажу, что пресса сообщала о планах властей к началу лета 2005 года запустить кроме имеющихся дополнительные рейсы электропоездов. Мы этого еще не застали.
К чему я на этом так подробно остановился? Просто сообщение Железноводска с другими городами заметно усложняется в отсутствии ж.д.сообщения, так как в Ессентуки и Кисловодск попасть можно только поездом со станции Бештау, до которой приходится (в сложившихся условиях) добираться маршрутками, а их можно ждать и 40 минут, и час. Благо что электропоезда между Минеральными водами и Кисловодском следуют буквально каждые 30 минут.
Приехав и обустроившись на месте, мы отправились посмотреть, - что же такое Железноводск.
Город архитектурно расположен в двух зонах: курортной и спальной. В курортной зоне расположены основные лечебные и диагностические учреждения, ж.д.вокзал, объединение "Железноводсккурорт", занимающееся реализацией путевок в ряд (не во все!) санаториев города, дом быта, концертный зал, несколько магазинов, администрация с Лениным у входа, взирающим на высоты Бештау, лечебным парком, а также Декоративным озером. Да простят меня заведения, которые я пропустил в данном перечне. Видимо, это произошло потому, что они проявляют недопустимую леность в активизации своего бизнеса.
Путешествия по городу сопряжены с постоянными подъемами либо спусками. По прямой просто негде ходить. Такой факт связан с особенностями местного горного ландшафта.
В середине марта темнеет быстро, а потому вечер спустился на землю неожиданно. Вопреки нашим ожиданиям, что вот-вот зажгутся фонари в курортной зоне, мы продолжали оставаться в кромешной темноте. Да-а-а... Еще одна "прелесть" после транспорта - уличное освещение. Во всем Железноводске освещенным был лишь центральный универмаг "для богатых" и вокзал с прилегающей территорией. По остальным улицам пробираться надо наощупь. Гуляющих по улицам курортников мы не заметили, сколько ни старались увидеть хотя-бы одного, а видели только собиравших свои "мандарины" уставших после дня торговцев, а также девушек, хмуро разбредавших по барам на ночную работу. Лечебный парк днем, и он же - ночью, да еще для людей, впервые попавших сюда - это большая разница. В темное время суток он производит мрачное впечатление. Поэтому мы поспешили ретироваться "до хаты".
В смысле быта, Железноводск - совершенно не благоустроенный город, что бы про него ни писали и не говорили. Городские магазины, даже гордость города - супермаркет с названием (почему-то) "Москва" отдают диким привкусом провинциальности, и напоминают скорее сельмаги, нежели СУПЕР-маркеты. Памятники архитектуры рушатся, во многих местах сквозь камни площадок и террасок прорастают деревья, строения ветшают. Чувствуется, что хозяйством здесь давно не занимались. Рука хозяина чувствуется только возле новостроек, где все чисто, ухожено, но посторонним вход строго-настрого заказан.
Природа Железноводска - главная достопримечательность города. Конечно, вы погуляете по дорожкам (или как их здесь называют - "терренкурам") лечебного парка, попробуете минеральной воды, можно даже курсом (и ничего не заплатите за это, так как все источники пока бесплатные), сфотографируетесь у всех памятников орлам, на всех пролетах каскадной лестницы, сходите в парк к памятнику Лермонтова и т.д... Но все это будет неполным, если не отправиться на два основных маршрута терренкура - один от Славяновского источника до санатория "Горный воздух", другой - от Славяновского источника до вершины горы Железной. Весь город на ней - как на ладони. На самой вершине - удобная и обжитая площадка со следами стоянки предыдущих "скалолазов". Отправляясь на маршрут, учтите, что это - не простая прогулка и идти придется на высоте по узкой тропке вдоль периметра горы, а вначале пути придется преодолеть несколько завалов из старых деревьев. На восточной и северной части горы в момент нашего подъема лежал снег, что создавало определенную опасность скольжения, отчего я на обратном пути трижды падал, отправившись на подъем в весенних туфлях.
Разумеется, природу не опишешь. Ею надо дышать и наслаждаться. Слушать пение птиц, вдыхать ароматы горных трав и цветов, просто созерцать горные вершины на фоне ярко-синего Железноводского неба.
Кстати, про погоду. Солнечных дней нам было отпущено до обидного мало, несмотря на пребывание там длиной почти в месяц. Весна в 2005 году задержалась ровно на месяц, поэтому нам не удалось полюбоваться разнотравьем и цветеньем кизила. Кроме того, почти неделю висел плотный туман, закрывший практически все горы, даже самую близкую и низкую - г.Медовую. А потом начался "сезон снегов", когда снег сыпал, не прекращаясь неделю, завалив весь город, а потом стаял за два дня (тоже местная необычность).
Оживление в городе наступает только в моменты потребления лечебной минеральной воды, расписание которого следующее: с 7 до 9 утра, с 12 до 14 дня, с 17 до 19 вечера. В это время изо всех санаториев конные и пешие отправляются "на водопой".
Основные источники города: Славяновский (в парке), Смирновский (в парке), Лермонтовский (ул. Лермонтова рядом с санаторием Тельмана), Западный (на ул. Карла Маркса, возле санатория "Дубрава").
Самый популярный, универсальный и горячий источник - Славяновский, температура воды на выходе составляет 54 градуса. Сюда приходят и курортники, живущие по законам санаториев, и вольноопределяющиеся с термосами и пластиковыми бутылками (в которых, кстати, долго хранить воду далеко не рекомендуется).
Культурная программа в городе почти не развита. Возможно, опять же, дело в периоде, когда мы там были - март-апрель, все же, не самый сезон. Но народ был. За месяц в Железноводском доме культуры состоялся только один более-менее заметный концерт артистки разговорного жанра - Светланы Рожковой. В другие дни работники ДК развлекались кто как мог, проводя у себя в здании распродажи шуб, дубленок и прочее, прочее...
Резюмируя, надо отметить, что Железноводск отлично подойдет для тихого семейного отдыха, без излишеств. Все условия тому созданы.
P.S. Если еще что вспомню - буду дополнять. Так что это - не финиш.